![]() |
Скачать положение |
ПОЛОЖЕНИЕ О
КОМИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБМЕНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена (далее — Комиссия), состав Комиссии, общий порядок работы Комиссии с соискателями, желающими обучаться за рубежом, и с соискателями, желающими обучаться в духовных школах Русской Православной Церкви.
1.2. Лица, подавшие заявку на соискательство, в настоящем Положении называются соискателями. С момента зачисления в вуз они переходят в разряд студентов.
1.3. Внесение изменений в настоящее Положение происходит через утверждение Председателем Комиссии.
1.4. Решение о прекращение деятельности Комиссии принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.
2. Цели и задачи Комиссии
2.1. Целью деятельности Комиссии является координация взаимодействия Московского Патриархата с зарубежными учебными заведениями и фондами в области академического обмена и научно-исследовательской деятельности.
2.2. Комиссия решает следующие задачи:
- рассматривает заявки соискателей, желающих обучаться в зарубежных вузах по богословским программам, а также в духовных школах Русской Православной Церкви;
- взаимодействует с обучающимися за рубежом студентами;
- анализирует результаты обучения студентов в зарубежных вузах по богословским программам, а также в духовных школах Русской Православной Церкви, и представляет итоговый отчет Священноначалию.
3. Состав Комиссии
3.1. Комиссия возглавляется Председателем.
3.2. В состав Комиссии входят члены, кураторы, секретарь, исполнительный секретарь и референт.
3.3. Председатель Комиссии назначается Святейшим Патриархом и Священным Синодом.
3.4. Члены Комиссии назначаются Святейшим Патриархом по представлению Председателя.
3.5. Члены секретариата и кураторы назначаются Председателем.
4. Функции Комиссии
4.1. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, созывает заседания Комиссии и председательствует на них, осуществляет подбор сотрудников секретариата и представляет результаты деятельности Комиссии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
4.2. Члены Комиссии принимают участие в заседаниях и иных мероприятиях, проводимых Комиссией, участвуют в принятии решений Комиссии.
4.3. Кураторы Комиссии – священники и архиереи, несущие служение в тех странах, в которых присутствуют студенты Русской Православной Церкви. Кураторы координируют богослужебную деятельность студентов, проходящих обучение за рубежом.
4.4. Секретарь ответственен за общую организацию работы Комиссии. Секретарь подотчётен Председателю.
4.5. Исполнительный секретарь несет ответственность за делопроизводство Комиссии, координирует работу референта и отвечает за взаимодействие с кураторами Комиссии. Исполнительный секретарь подотчётен секретарю.
4.6. Референт выполняет задачи по делопроизводству Комиссии, иные задачи в рамках функционала Комиссии, подотчетен исполнительному секретарю.
5. Общий порядок работы Комиссии
5.1. Работа Комиссии регулируется ее Председателем.
5.2. Решения Комиссии вступают в силу после их утверждения Председателем.
5.3. Комиссия осуществляет приём заявок на соискательство в период с 1 сентября по 30 ноября от лиц, желающих обучаться за рубежом, и с 1 апреля по 15 июня от представителей иных Церквей, желающих обучаться в духовных школах Московского Патриархата. Прием заявок осуществляется в том числе через целевой набор соискателей по запросу Председателя Комиссии в духовные школы Московского Патриархата. В порядке исключения Комиссия может рассматривать заявки в иные сроки, при этом процесс зачисления в вузы происходит в сроки, установленные правилами приема самого вуза.
5.4. Заседания Комиссии проводятся по благословению Председателя не реже одного раза в год.
5.5. Подготовка заседаний Комиссии возлагается на секретариат Комиссии.
5.6. На заседании Комиссии подводятся итоги деятельности Комиссии в период с последнего её заседания, осуществляется планирование деятельности Комиссии, а также проводятся собеседования с соискателями.
5.7. Реализация решений Комиссии возлагается на секретариат.
6. Порядок работы с соискателями, желающими обучаться за рубежом
6.1. Соискателями Комиссии могут быть лица, принадлежащие к Русской Православной Церкви и Поместным Православным Церквам, в возрасте до 35 лет. При несоответствии указанным критериям Председателем может быть сделано исключение на основании мотивированного прошения.
6.2. Приоритетное значение имеют заявки, поданные сотрудниками синодальных и епархиальных учреждений, а также преподавателями духовных школ Московского Патриархата.
6.3. Соискатель должен иметь твердое намерение по окончании обучения вернуться в распоряжение Священноначалия. Это намерение должно быть письменно зафиксировано соискателем при подаче заявки.
6.4. Соискатель должен иметь рекомендательное письмо правящего архиерея или руководителя синодального отдела, или ректора духовной школы, в распоряжении которого он находится. При направлении на долгосрочные программы в дополнение к указанной рекомендации соискатель предоставляет характеристику со стороны преподавателя или научного руководителя. В исключительных случаях возможна рекомендация Председателя Комиссии.
6.5. Прошения рассматриваются только после представления в Комиссию необходимого пакета документов (требования и формы документов опубликованы на сайте Комиссии: studexchange.ru), который включает следующее:
- оригинал прошения, составляемого соискателем по установленному образцу;
- копию гражданского паспорта (граждане иностранных государств должны предоставить копию первой страницы своего паспорта, граждане Российской Федерации – копию главного разворота и страницы с актуальной пропиской);
- копию заграничного паспорта (в случае если функции внутреннего и заграничного паспорта выполняет один документ, соискатель представляет его копии);
- копии всех документов об образовании, в т.ч. школьного аттестата;
- оригинал автобиографии установленного образца;
- оригинал Curriculum Vitae в соответствии с установленной формой;
- оригинал рекомендательных писем (см. п. 6.4);
- оригинал характеристики преподавателя или научного руководителя;
- оригинал медицинской справки по форме № 086/у;
- фотографию установленного образца (в электронном виде);
- копии сертификатов об изучении иностранных языков (если имеются);
- оригинал мотивационного письма (в письме соискателю рекомендуется указать: а) сферу богословской или научной специализации; б) тему предполагаемой работы, в случае если обучение предполагает написание диссертации);
- оригинал подтверждения ознакомления с настоящим положением;
- оригинал согласия на обработку персональных данных.
6.6. Подача документов соискателем осуществляется в описанном порядке.
Соискатель направляет в секретариат Комиссии электронные копии необходимых документов на электронную почту Комиссии. Оригиналы документов, указанных в перечне, соискатель предоставляет при прохождении первичного собеседования с секретариатом Комиссии. Секретариат оставляет за собой право запросить у соискателя оригиналы документов прежде прохождения соискателем прочих процедур. Секретариат может запросить у соискателя иные документы, не входящие в основной перечень. При предоставлении неполного или неправильно подготовленного пакета документов секретарит вправе отказать соискателю в рассмотрении его заявки. Предварительная работа с представленными соискателем документами проводится в течение 14 рабочих дней. В рамках этого срока соискатель уведомляется в рабочем порядке о принятии его документов.
6.7. После рассмотрения секретариатом поданного пакета документов соискатель приглашается на собеседование с секретариатом.
6.8. По итогам собеседования с секретариатом Комиссии членами секретариата принимается решение о допуске к собеседованию на общем заседании Комиссии. Информация о соискателях, допущенных к собеседованию на заседании Комиссии, подается в форме рапорта на имя Председателя. Соискатели оповещаются о приглашении на собеседование с членами Комиссии по телефону и (или) электронной почте.
6.9. По итогам заседания Комиссии секретарь подает Председателю на утверждение протокол заседания.
6.10. В исключительных случаях, при невозможности соискателя участвовать в собеседовании на заседании Комиссии, резолюция Председателя является основанием для направления соискателя на обучение в зарубежный вуз.
7. Порядок взаимодействия студентов Московского Патриархата с Комиссией после зачисления в зарубежные вузы
7.1. Студенты, обучающиеся за рубежом, осуществляют взаимодействие с Комиссией через секретариат.
7.2. На секретариат возлагается обязанность контролировать весь ход обучения студента: промежуточные результаты, итоговую отчетность.
7.3. Секретариат имеет право регулярно запрашивать студента и его научного руководителя о текущем состоянии обучения, а также куратора о богослужебной жизни студента.
7.4. Во время обучения за рубежом на студента возлагаются следующие требования:
- участвовать в богослужебной жизни по месту обучения в храме по согласованию с куратором;
- на протяжении всего периода обучения по итогам каждого семестра представлять в секретариат Комиссии отчеты в срок не позднее чем 14 рабочих дней после окончания семестра; к отчету должны быть приложены копия документа с оценками за текущий год, а также документы, подтверждающие участие в академической деятельности (участие в конференциях, симпозиумах, круглых столах и т.д.);
- в случае кратковременной стажировки студент подает отчет в срок не позднее 14 рабочих дней по окончании стажировки;
- в особых случаях (например, изменение семейного статуса, рукоположение, принятие монашества) студент подает письменное уведомление на имя Председателя; в случае хиротонии студент вправе обратиться за характеристикой к Председателю Комиссии.
7.5. По окончании учебы студент в обязательном порядке подает в секретариат Комиссии отчет на имя Святейшего Патриарха о проделанной работе, отзыв научного руководителя, текст итоговой работы, копию диплома или иного документа, полученного по итогам стажировки.
7.6. По окончании обучения за рубежом студент подает прошение на имя правящего архиерея, ректора духовной школы или руководителя синодального учреждения с просьбой о трудоустройстве. Также он вправе обратиться к Председателю с просьбой о продолжении образования.
7.7. Председатель вправе рекомендовать выпускнику прохождение стажировки в учреждениях Русской Православной Церкви. Срок прохождения стажировки определяется Председателем совместно с учреждением, в которое направляется выпускник.
8. Порядок работы с соискателями, желающими обучаться в духовных школах Русской Православной Церкви
8.1. Иностранные абитуриенты, желающие обучаться в духовных школах Русской Православной Церкви, направляют в секретариат Комиссии пакет документов.
8.2. Через Комиссию проходят соискатели, являющиеся представителями иных Церквей. Абитуриенты из зарубежных епархий Московского Патриархата направляют документы напрямую в духовные школы. Комиссия ведет учет указанных студентов для предоставления информации Священноначалию.
8.3. Документы от иностранных абитуриентов поступают в секретариат Комиссии, где происходит их обработка и направление на рассмотрение Председателя Комиссии.
8.4. Абитуриент должен представить в Комиссию пакет документов (требования и формы документов представлены на сайте Комиссии: studexchange.ru), который включает следующее:
- прошение на имя Председателя Комиссии, написанное по установленному образцу (в Секретариат Комиссии направляется скан прошения, собственноручно подписанного соискателем);
- копию рекомендательного письма от правящего архиерея;
- копию гражданского паспорта;
- копию заграничного паспорта (в случае если функции внутреннего и заграничного паспорта выполняет один документ, соискатель представляет его копии);
- копии всех документов об образовании начиная со школы;
- копию Curriculum Vitae в соответствии с установленной формой (в Секретариат Комиссии направляется скан документа, собственноручно подписанного соискателем);
- копию свидетельства о заключении брака (для женатых);
- цветную цифровую фотография размером 35×45 мм. (в электронном виде);
- клирики Поместных Православных Церквей, желающие продолжать обучение в духовных школах Московского Патриархата, предоставляют копию удостоверения о хиротесии во чтеца (для чтецов), удостоверения о постриге (для монашествующих), удостоверения о рукоположении в сан иерея (диакона);
- копию согласия на обработку персональных данных.
8.5. В случае положительного решения Председатель Комиссии обращается к руководству духовных школ с ходатайством о зачислении соискателя. Решение о зачислении принимается духовной школой. В случае отрицательного решения Председатель информирует рекомендовавшего архиерея о невозможности зачислить в духовные школы указанного абитуриента.
8.6. Абитуриенты, не владеющие русским языком, зачисляются на подготовительный год обучения, в рамках которого они должны успешно завершить курс русского языка. По итогам этого курса происходит зачисление на прочие образовательные программы.
9. Разрешение дисциплинарных нарушений и споров
9.1. Председатель Комиссии имеет право принимать решение о досрочном прекращении обучения студентов, обучающихся по линии Комиссии.
9.2. Основанием для досрочного прекращения обучения является а) решение Председателя, б) просьба учебного заведения.
9.3. В случае принятия решения о досрочном прекращении обучения студент обязан незамедлительно вернуться в распоряжение направившей его институции или епархиального архиерея.
9.4. Если студент не подчиняется решению Комиссии о досрочном прекращении его обучения, Комиссия направляет в вуз, где находится студент, и в финансирующий его обучение фонд, просьбу аннулировать выданную визу, с уведомлением всех ответственных лиц.
9.5. При возникновении конфликтных ситуаций или невыполнении предписаний настоящего Положения соискатель или студент с дня запроса секретариата Комиссии в течение пяти рабочих дней подает объяснительную записку на имя Председателя. В случае невыполнения данного требования секретарь информирует Председателя для принятия им дальнейших решений.
10. Отчетность
10.1. Деятельность Комиссии подотчетна Святейшему Патриарху.
10.2. Ежегодно Комиссия в срок до 15 сентября представляет отчет о своей деятельности Святейшему Патриарху. К отчету прилагаются сведения о студентах, завершивших обучение по линии Комиссии.